Считываемые параметры (PID'ы)
PID (Parameter ID) - это код, используемый для запроса диагностической информации. Стандарт SAE J/1979 определяет стандартный список таких кодов, но производители вправе добавлять свои специфические коды. Также производители автомобилей могут использовать не все коды, регламентированные стандартном SAE J/1979.
Принцип получения диагностической информации:
- Например, Вас интересует температура охлаждающей жидкости. За нее отвечает PID "05" (шестнадцатеричное значение)
- На ЭБУ автомобиля посылается значение этого PID'a: 05
- ЭБУ распознает этот PID и отвечает значением этого PID'a. В нашем случае мы получаем температуру охлаждающей жидкости. (ВНИМАНИЕ! Не всегда полученное значение PID'a соответствует реальному показателю автомобиля. Иногда с ним необходимо произвести определенные действия, чтобы получить реальное значение параметра. В нашем случает, чтобы узнать температуру охлаждающей жидкости, от полученного значения необходимо отнять 40.)
Режимы работы
Стандарт SAE J/1979 определяет 10 режимов работы:
0x01. Show current data - Считывание текущих параметров работы системы управления
0x02. Show freeze frame data - Получение сохраненной фотографии текущих параметров работы системы управления на момент возникновение кодов неисправностей
0x03. Show stored Diagnostic Trouble Codes - Считывание хранящихся кодов неисправностей
0x04. Clear Diagnostic Trouble Codes and stored values - Стирание кодов неисправностей, фотографий текущий параметров, результатов тестов датчиков кислорода, результатов тестовых мониторов.
0x05. Test results, oxygen sensor monitoring (non CAN only) - Считывание и просмотр результатов теста датчиков кислорода (Не для шины CAN)
0x06. Test results, other component/system monitoring (Test results, oxygen sensor monitoring for CAN only) - Считывание результатов тестов, контролирующих работу катализатора, системы рециркуляции выхлопных газов (EGR), системы вентиляции топливного бака. (Считывание и просмотр результатов теста датчиков кислорода только для шины CAN)
0x07. Show pending Diagnostic Trouble Codes (detected during current or last driving cycle) - Запрос результатов диагностики непрерывно действующих тестов, выполняемых постоянно, пока выполняются условия для проведения теста. Эти тесты контролируют состав топливо-воздушной смеси, пропуски зажигания (misfire), остальные компоненты, влияющие на выхлоп.
0x08. Control operation of on-board component/system - Управление бортовыми системами.
0x09. Request vehicle information - Запрос информации о диагностируемом автомобиле: VIN-код и калибровочные данные.
0x0A. Permanent DTC's (Cleared DTC's) - ошибки, которые были удалены.
Производители не обязаны поддерживать все режимы работы. Также производители могут вводить новые режимы работы с порядковым номером, выше 09.
Распространенные PID'ы
Здесь мы приведем лишь краткий список самых востребованных PID'ов, более полную информацию Вы сможете получить здесь (на английском языке)
Режим (hex) | PID (hex) | Байтов | Описание | Мин. значение | Макс. значение | Единицы измерения | Формула |
01 | 00 | 4 | Список поддерживаемых PID'ов (0-20) | Кодируется [A7..D0] == [PID 0x01..PID 0x20] Подробности ниже ↓ | |||
01 | 04 | 1 | Расчетное значение нагрузки на двигатель | 0 | 100 | % | A*100/255 |
01 | 05 | 1 | Температура охлаждающей жидкости | -40 | 215 | °C | A-40 |
01 | 0A | 1 | Давление топлива | 0 | 765 | кПа | A*3 |
01 | 0B | 1 | Давление во впускном коллекторе (абсолютное) | 0 | 255 | кПа | A |
01 | 0C | 2 | Обороты двигателя | 0 | 16383.75 | об/мин | ((A*256)+B)/4 |
01 | 0D | 1 | Скорость автомобиля | 0 | 255 | км/час | A |
01 | 0E | 1 | Угол опережения зажигания | -64 | 63.5 | градусов относительно 1го цилиндра | A/2 — 64 |
01 | 0F | 1 | Температура всасываемого воздуха | -40 | 215 | °C | A-40 |
01 | 10 | 2 | Массовый расход воздуха | 0 | 655.35 | грамм/сек. | ((A*256)+B) / 100 |
01 | 11 | 1 | Положение дроссельной заслонки | 0 | 100 | % | A*100/255 |
01 | 13 | 1 | Наличие датчиков кислорода | [A0..A3] == Bank 1, Sensors 1-4. [A4..A7] == Bank 2... | |||
01 | 1F | 2 | Время, прошедшее с запуска двигателя | 0 | 65535 | секунды | (A*256)+B |
01 | 20 | 4 | Список поддерживаемых PID'ов (21-40) | Кодируется [A7..D0] == [PID 0x21..PID 0x40] Подробности ниже ↓ | |||
01 | 21 | 2 | Дистанция, пройденная с зажженной лампой «проверь двигатель» | 0 | 65535 | км | (A*256)+B |
01 | 2F | 1 | Уровень топлива | 0 | 100 | % | 100*A/255 |
01 | 30 | 1 | Количество прогревов со времени очистки кодов нейсправности | 0 | 255 | А | |
01 | 31 | 2 | Дистанция, пройденная со времени очистки кодов нейсправностей | 0 | 65535 | км | (A*256)+B |
01 | 33 | 1 | Атмосферное давление (абсолютное) | 0 | 255 | кПа | A |
01 | 40 | 4 | Список поддерживаемых PID'ов (41-60) | Кодируется [A7..D0] == [PID 0x41..PID 0x60] Подробности ниже ↓ | |||
01 | 42 | 2 | Напряжение контрольного модуля | 0 | 65.535 | V | ((A*256)+B)/1000 |
01 | 43 | 2 | Абсолютное значение нагрузки | 0 | 25700 | % | ((A*256)+B)*100/255 |
01 | 45 | 1 | Относительное положение дроссельной заслонки | 0 | 100 | % | A*100/255 |
01 | 46 | 1 | Температура окружающего воздуха | -40 | 215 | °C | A-40 |
01 | 47,48 | 1 | Абсолютное положение дроссельной заслонки B,C | 0 | 100 | % | A*100/255 |
01 | 49,4A,4B | 1 | Положение педали акселератора D,E,F | 0 | 100 | % | A*100/255 |
01 | 4D | 2 | Время со включенной лампой «проверь двигатель» | 0 | 65535 | минут | (A*256)+B |
01 | 4E | 2 | Время, прошедшее с момента очистки кодов неисправностей | 0 | 65535 | минут | (A*256)+B |
01 | 51 | 1 | Тип топлива | Табличку смотри ниже ↓ | |||
01 | 59 | 2 | Абсолютное давление на топливной рампе | 0 | 655350 | кПа | ((A*256)+B) * 10 |
01 | 5A | 1 | Относительное положение педали акселератора | 0 | 100 | % | A*100/255 |
01 | 5B | 1 | Заряд силовой батареи гибрида | 0 | 100 | % | A*100/255 |
01 | 5C | 1 | Температура масла двигателя | -40 | 210 | °C | A-40 |
01 | 5D | 2 | Регулирование момента впрыска | -210 | 301.992 | ° | (((A*256)+B)-26,880)/128 |
01 | 60 | 4 | Список поддерживаемых PID'ов (61-80) | Кодируется [A7..D0] == [PID 0x61..PID 0x80] Подробности ниже ↓ | |||
01 | 63 | 2 | Исходный момент двигателя | 0 | 65535 | Н*м | A*256+B |
01 | 61 | 1 | Запрашиваемый момент двигателя | -125 | 125 | % | А-125 |
01 | 62 | 1 | Реальный момент двигателя | -125 | 125 | % | A-125 |
02 | 02 | 2 | Сохраненные коды ошибок | Кодируется BCD | |||
03 | - | N*6 | Запрос кодов ошибок | 3 в одном сообщении, кодируется BCD | |||
04 | - | 0 | Очистка кодов ошибок | Очистка всех кодов ошибок и погашение лампочки «Проверь двигатель» | |||
09 | 02 | 5x5 | Получить VIN | Возвращает VIN в виде нескольких сообщений используя протокол ISO 15765-2. Обычно это 5 сообщений, первое из них кодирует размер и число остальных. |
A, B, C и т.д. означает десятичный эквивалент 1го, 2го, 3го и т.д. байта данных.
Режим 01 PID 00
Запрос этого ПИДа возвращает 4 байта данных. Эти 4 байта сообщают о том, какие из следующих 32 ПИДов поддерживаются. Пример расшифровки ответа: машина отвечает BE 1F A8 13 - преобразовываем в двоичный код:
B E 1 F A 8 1 3
---- ---- ---- ---- ---- ---- ---- ----------
supported? 1011 1110 0001 1111 1010 1000 0001 0 0 1 1
PID num 1234 5678 .... .... .... .... .... 29 30 31 32
0=не поддерживается
1=поддерживается
Режим 01 PID 51 (Тип топлива)
Данный ПИД возвращает значение, соответствующее типу используемого топлива в автомобиле:
01 Gasoline - бензин
02 Methanol - метанол
03 Ethanol - этанол
04 Diesel - дизель
05 LPG - пропан-бутановая смесь
06 CNG - метан
07 Propane - пропан
08 Electric - электричество
09 Bifuel running Gasoline - битопливный автомобиль, работает на бензине
0A Bifuel running Methanol - битопливный автомобиль, работает на метаноле
0B Bifuel running Ethanol - битопливный автомобиль, работает на этаноле
0C Bifuel running LPG - битопливный автомобиль, работает на пропан-бутане
0D Bifuel running CNG - битопливный автомобиль, работает на метане
0E Bifuel running Prop - битопливный автомобиль, работает на пропане
0F Bifuel running Electricity - битопливный автомобиль, работает на электричестве
10 Bifuel mixed gas/electric - газоэлектрический битопливный автомобиль
11 Hybrid gasoline - бензиновый гибрид
12 Hybrid Ethanol - этаноловый гибрид
13 Hybrid Diesel - дизельный гибрид
14 Hybrid Electric - электрический гибрид
15 Hybrid Mixed fuel - гибрид на смешанном топливе
16 Hybrid Regenerative - гибрид с регенерацией
Нестандартные PID'ы
Большинство используемых ПИДов OBDII - нестандартные. Для большинства современных автомобилей существует множество дополнительных функций, доступных через OBDII, но использующих нестандартные ПИДы. Существует небольшая кросс-совместимость нестандартных ПИДов разных производителей.
Производитель диагностического оборудования AutoEnginuity приводит пример на своем сайте:
Хотя Форд использует самый большой набор стандартных ПИДов, типичный автомобиль поддерживает только 20-40 стандартных ПИДов, в основном относящихся к системе выхлопа. Используя специализированный интерфейс для Фордов, Вы получите доступ к 200-300 параметрам и полудюжине систем, в том числе ABS, подушки безопасности, GEM, ICM и т.д.
Наш расширенный интерфейс для Фордов соответствует заводскому оборудованию, мы поддерживаем более 3400 параметров во всех 58 системах (все, которые бывают на автомобилях Форд)
В интернете существует очень ограниченное количество информации по нестандартным ПИДам. Первичный источник информации по нестандартным ПИДам для всех производителей - институт ETI (Equipment and Tool Institute), но информация доступна только его членам. Стоимость доступа к базе кодов начинается от $7500.